Неточные совпадения
В
Соборе Левин, вместе с другими поднимая руку и повторяя слова протопопа, клялся самыми страшными клятвами исполнять всё то, на что надеялся губернатор.
Церковная служба всегда имела влияние на Левина, и когда он произносил слова: «целую крест» и оглянулся на толпу этих молодых и старых людей, повторявших то же самое, он почувствовал себя тронутым.
Соборность
церковная не есть какой-либо авторитет, хотя бы авторитет
собора епископов и даже вселенских
соборов, а есть пребывание в общении и любви
церковного народа и Духа Святого.
Вселенские
соборы собираются византийскими императорами, которые считаются
церковным чином.
Летом 17 года, в стихии революции, в Москве происходили
церковные собрания, подготовлявшие епархиальный съезд и
собор.
Собор занялся исключительно вопросами
церковной организации.
Истина для него не в
соборе, а в соборности, в коммюнотарном духе
церковного народа.
Для Хомякова вселенский
собор тоже не был авторитетом, навязывающим
церковному народу свое понимание христианской истины.
Где был подлинный вселенский
собор, а где не подлинный, как, например, «разбойничий», решает
церковный народ, т. е. решает дух соборности.
Вспомним творческий период жизни Церкви, период вселенских
соборов, когда вселенская
церковная истина побеждала бесчисленные ереси.
Все уездные любители
церковного пения обыкновенно сходились в
собор к ранней обедне, ибо Никон Родионович всегда приходили помолиться за ранней, и тут пели певчие. Поздней обедни Никон Родионович не любили и ядовито замечали, что к поздней обедне только ходят приказничихи хвастаться, у кого новые башмаки есть.
Он ходил для этой цели по улицам, рассматривал в
соборе церковные древности, выходил иногда в соседние поля и луга, глядел по нескольку часов на реку и, бродивши в базарный день по рынку, нарочно толкался между бабами и мужиками, чтоб прислушаться к их наречью и всмотреться в их перемешанные типы лиц.
По приезде в Кузьмищево Егор Егорыч ничего не сказал об этом свидании с архиереем ни у себя в семье, ни отцу Василию из опасения, что из всех этих обещаний владыки, пожалуй, ничего не выйдет; но Евгений, однако, исполнил, что сказал, и Егор Егорыч получил от него письмо, которым преосвященный просил от его имени предложить отцу Василию место ключаря при кафедральном губернском
соборе, а также и должность профессора
церковной истории в семинарии.
Вслед за войском хлынули в Кремль бесчисленные толпы народа; раздался громкий благовест; нижегородское ополчение построилось вокруг царских чертогов; духовенство, начальники, именитые граждане взошли в Успенский
собор, и русское: «Тебе бога хвалим!» — оглася своды
церковные, раздалось наконец в стенах священного Кремля, столь долго служившего вертепом разбойничьим для врагов иноплеменных и для предателей собственной своей родины.
Из алтаря вышел, щуря на народ голубые близорукие глаза, второй соборный священник, о. Евгений — маленький, чистенький старичок, похожий лицом на Николая-угодника, как его пишут на образах. Он был в одной траурной епитрахили поверх черной рясы, и эта простота
церковной одежды, и слабая, утомленная походка священника, и его прищуренные глаза трогательно шли к покаянному настроению толпы и к тишине и к темноте
собора.
Тогда ради
церковного устроения, по прошению древлеправославных христиан в царствующем граде Москве и по иным градам и весям Российския державы пребывающих, господин митрополит Кирилл, по совету всего освященного
собора, рукоположил во архиепископы богоспасаемого града Владимира и всея России кир Антония, и сему Антонию архиепископу благословил поставити себе в помощь еще двух епископов, а по надобности и более, донося о каждом поставлении митрополиту.
Дело в том, что провозглашение истины, согласно православному вероучению, принадлежит
собору, который, однако же, действует и авторизуется Церковью не как коллектив, общеепархиальный съезд или
церковный парламент, но как орган самого «Духа Истины», Духа Святого (отсюда соборная формула: «изволися Духу Св. и нам»).
Если собрание «двух или трех верующих» ощутит себя реально кафоличным и на самом деле будет таковым, то зерно вселенского
собора тем самым уже дано, а признание его есть дело дальнейшей
церковной истории [Разве же св. Афанасий Великий с горстью своих сторонников не являлся носителем подлинного кафолического сознания Церкви в то время, когда количественное ее большинство упорствовало в ереси?].
Милица вместе с тетей Родайкой, отстояв обедню и молебен в
соборе, вышла на
церковную паперть в тесных рядах толпы. Её глаза всегда задумчивые, с затаенной в них грустью, сейчас светились радостными огнями, вызванными всеобщим подъемом и воодушевлением. Её губы улыбались. Рука, крепко прижимавшая к себе руку тети Родайки, заметно дрожала.
На самом верху выставлялись главы церкви Николая — чудотворца. Ее кладенецкие обыватели звали «
собором» и очень заботились о его «велелепии» — соперничали с раскольниками по части
церковного убранства, службы, пения, добыли себе «из губернии» в дьяконы такого баса, который бы непременно попал в протодьяконы к архиерею, если б не зашибался хмелем.
Архиепископ Елпидифор был изрядно нетерпелив и вспыльчив, но в свою очередь он знал предерзостную натуру Аскоченского, когда тот учился в Воронежской семинарии. Однажды Елпидифор служил обедню в
соборе, а Аскоченский стоял в алтаре (любимое дело ханжей, позволяющих себе нарушать
церковное правило и стеснять собою служащее духовенство).
Наняв и обмеблировав весьма скромно, но изящно небольшую квартирку возле
собора и губернского дома, Зинаида Павловна взяла себе в компаньонки бедную вдову-чиновницу, очень чистенькую и приличную старушку, и зажила уединенно, не ища знакомств, посещая аккуратно
церковные службы в
соборе.
Вот почему в посланиях и литературных памятниках
собора много условности и риторичности, в них слишком чувствуется подделка под старый
церковный стиль.
Собор должен будет определить отношение церкви к государству, решить целый ряд вопросов
церковного быта.
Но
собор может быть лишь таким, каков
церковный народ.
На него лились с неба серебристые лучи, на него и на белые стены
соборов, и на розовую громаду дворца, на матовое золото
церковных глав.
Собор может быть органом
церковного возрождения, но не может создать
церковного возрождения.
Если в
церковном народе слаба религиозная энергия, то она не может быть сильна и в
соборе,
собор соединяет и укрепляет религиозную энергию, но он не может ее создать из пустоты, из человеческого ничтожества.
А в стары годы не так строили. Видел ли, баринушка,
собор у нас в губернии? Пятьсот годов стоит, хоть бы трещину дал; свод на нем хоть в замок сведен, да завершен осиновым колом. И держит тот кол
церковный свод шестую сотню годов, и стоит тот свод ровно из меди вылитый. В старину-то ведь хитрости да уменья было поменьше, зато совести было побольше.
Нет дыхания творческого духа в
соборе, потому что нет этого живительного дыхания в
церковном человечестве, в
церковном народе.
Русский Поместный
собор есть лишь момент во вселенском
церковном движении, которое должно начаться в мире и соединить все силы христианства для борьбы с силами антихристианскими, которые нарастают в мире.
То, что на
соборе не был поднят вопрос ни о соединении церквей, ни о возможности творческого развития в церкви, обнаруживает лишь, что он собрался скорее в период религиозного упадка
церковного народа, чем религиозного подъема его.